Радиолюбительская аварийная связь и ликвидация последствий трагедии WTC
11 сентября 2001 года мир содрогнулся от чудовищного преступления. Около 5 тысяч человек стало жертвами подлого террористического акта, а предполагаемый прямой и косвенный ущерб экономике Нью-Йорка сейчас оценивается суммой в 105 миллиардов долларов.
Сегодня, некоторое время спустя, можно оглянуться на произошедшее не только в эмоциональном порыве, но и постараться оценить события через призму радиосвязи, спасательных действий и той помощи, которую оказали радиолюбители в этом процессе. Приводимые ниже подробности не претендуют на всю полноту описания – в выпуске журнала “QST” Американской Радиолюбительской Лиги (ARRL) за ноябрь 2001 года этим событиям посвящена большая статья. Я хочу дополнить ее некоторыми интересными подробностями.
В результате разрушения Всемирного Торгового центра на длительный срок прервалось телевизионное эфирное вещание основных городских каналов – ABC, NBC, Fox 5 и нескольких других (эти же каналы продолжали быть доступны кабельным подписчикам). В эфире продолжал работать только 2-ой канал, CBS, который перешел на круглосуточное вещание в течение как минимум недели, без коммерческих перерывов. Те каналы телевидения, чьи системы были разрушены вместе со зданиями WTC (а потеряли они новейшие TV передатчики цифрового вещания, установка которых была завершена за несколько дней до катастрофических событий), в эфире более 2-х недель появлялись без видео, на частотах вещательных радиостанций, в FM диапазоне. Город лишился значительной части своей коммуникационной инфраструктуры – в WTC находились антенны микроволновой связи провайдеров интернета, сотовых операторов, множество крупных транковых систем связи и пейджерных передатчиков. Журнал “Mobile Radio Technology” (ноябрь 2001) отметил, что на 2-x зданиях WTC располагались 98 различных антенн (помимо вещательных), принадлежавших всем основным федеральным, штатным, муниципальным органам власти и частным фирмам.
По данным ARRL пропали без вести (погибли) N2SJ, WA2ACW, KA2OTD, AA1GO – они либо работали в зданиях, либо прибыли туда в процессе спасательных работ.
Газета “Нью-Йорк Таймс”сообщала, что в результате разрушений обесточенными и залитыми водой оказались подстанции телефонной связи в районе WTC, разорваны были многие линии скоростной оптико-волоконной связи. Система, однако, не развалилась. Из города можно было звонить, но было почти невозможно дозвониться извне. Центр международно-междугородней связи AT&T в Нью-Джерси 11 сентября зарегистрировал рекордное прохождение 431 миллиона телефонных звонков. Для многих тысяч пользователей интернета доступ либо отсутствовал, либо существенно замедлился. Однако, как показал опыт, посылка емельных сообщений оказалась более надежным средством связи, нежели перегруженные голосовые каналы телефонной сети. Разрозненные пакеты электронной почты, пройдя руслами тысяч различных каналов, слились в полные сообщения и добрались до своих адресатов. Примерно то же происходило и с SMS сообщениями – они тоже попадали по назначениям, хотя и с задержкой. Многие фирмы, оставщись в результате без телефонных каналов, оперативно превратили свои корпоративные интернетовские сайты в центры связи с клиентами и собственным персоналом. Операторы сотовой и мобильной связи немедленно разместили по городу платформы с мачтами и антеннами, чтобы компенсировать утерянную часть инфраструктуры, и использовали другие высотные здания. Мобильные телефоны у одних провайдеров работали, у других – нет. В процессе проведения спасательных и восстановительных работ фирма Motorola прислала в город 86 грузовиков с оборудованием, включавшим помимо всего, 10 тысяч портативных радиостанций и 16 тысяч запасных батарей. Ее сотрудники в течение 30 часов провели монтаж и установку резервной 15-канальной системы транковой связи для аварийных служб – что в обычное время занимает не менее трех недель. Nextel – провайдер услуг сотовой и диспетчерской связи предоставил спасательным и вспомогательным службам 2,000 радиостанций.
Радиолюбители одними из первых откликнулись на призыв оказать помощь. Несколько сотен городских и иногородних любителей коллективно несли вахту в Нью-Йорке, в местах, определенных им Красным Крестом (КК) и местным отделом Аварийных Служб (Emergency Management). Основным потребителем радиолюбительской аварийной связи явился Красный Крест, который в Нью-Йорке отвечал за координацию действий по доставке спасателям и в убежища медицинских препаратов, защитной одежды, продуктов питания, питьевой воды. Убежища организованы были в спортивных залах школ, где для людей, потерявших кров или не имеющих возможности вернуться в свои дома, поставили кровати, обеспечив их питанием и водой, медицинской и психологической помощью. Для связи между убежищами, складами и центральными отделениями Красного Креста были задействованы радиолюбители. Еще одним пользователем услуг радиолюбительской связи стала Армия Спасения, но в меньшем масштабе.
Одними из первых требований, которые были предъявлены к радиолюбителям, изъявившим желание предоставить себя в распоряжение Красного Креста было наличие портативных радиостанций с запасными батареями или 2-х диапазонных мобильных станций, с сетевыми источником питания, соединительными кабелями, а также мобильными выносными антеннами с магнитными присосками. Оказалось, что практически во всех ситуациях мощности портативных станций не хватало для ведения устойчивой связи из внутренних помещений зданий, даже используя ретрансляторы. Любителей определили на 12-ти часовые вахты, с 6-18 и с 18-06 часов, что оказалось не очень удобным, поскольку это лишало многих занятых на своих рабочих местах возможности участвовать в работе спасательных сетей. По словам некоторых участников, 8- или 6- часовые вахты были бы гораздо предпочтительнее. Любителей определили в 13 школ-убежищ, 2 офиса управления аварийных служб (OEM), несколько мест, где изначально собирались спасатели и добровольцы для дальнейшего рассредоточения по объектам, в городских отделених Красного Креста в Манхеттене и Бруклине. Любители также вели основной спасательный net, на городском репитере 147.000 MHz, имеющим хорошее радиопокрытие города и окрестностей. Несколько человек дежурили в палатках Красного Креста на т.н. “Ground Zero”, эпицентре поражения WTC, их задачей являлась координация действий сотрудников КК по выдаче респираторов и защитной одежды. Хочется упомянуть, что многие из тех, кто провел какое-то время в эпицентре без защитных масок (противогазов не выдавали), впоследствии испытали и испытывают серьезные проблемы легочного характера, из-за обилия взвешенной пыли и дыма в зоне поражения.
Передававшиеся радиограммы большей частью были связаны с доставкой питания спасателям и вспомогательному персоналу, присылкой сменного персонала и отправкой работающих под эгидой КК врачей-психологов в убежища, где на их услуги был спрос. В УКВ эфире Нью-Йорка были слышны позывные многих районов США, Канады и даже 8R1B звучал, не говоря уже про работу россиянина RA9USU. Связь велась как тактическими позывными, так и личными. Вызовы давались по типу “Красный Крест, вас вызывает школа 23″. В окончании связи участники называли свои настоящие позывные. На частоте репитера практически отсутствовали помехи. Обычно присутствующие на УКВ репитерах недоумки держались от аварийных частот подальше – может быть разум возобладал над желанием покуражится, а может быть и страх наказания. Создание помех аварийным радиосетям по американскому законодательству наказывается большим штрафом или тюрьмой. Нахождение нарушителей при современной технологии радиопеленгации – дело нескольких минут.
По моей информации, радиолюбители Нью-Йорка не пользовались КВ-диапазонами по причине локальности спасательных работ. Однако аварийные сети на КВ были активизированы на случай такой необходимости и готовы были предоставить свои услуги в масштабе страны. С другой стороны, по имеющимся у меня данным, Национальная гвардия США успешно использовала служебные коротковолновые каналы для передачи сообщений из эпицентра.
Первоначальные радиолюбительские вахты в течение первых 2-3 суток проходили на “чистом адреналине”, операторы работали по 20-30 часов, но постепенно процесс упорядочился. Подсчитано, что с момента трагедии более 350 любителей провели на вахтах более 5000 часов. Телефоннная связь между убежищами и центрами управления существовала, но с ней были серьезные проблемы. Иногда требовалось 15-20 попыток, чтобы дозвониться до нужного абонента. В этих случаях радиосвязь оказывалась совершенно незаменима. Через радиолюбительские частоты шел колоссальный объем сообщений, особенно в первое время, который ни коем образом не дошел бы по назначению при использовании телефонной связи. Части персонала КК были розданы для связи сотовые телефоны, но в суматохе никто не позаботился о запасных батареях или зарядных устройствах. Через 1-2 суток работы телефоны переставали работать. Просьбы о присылке зарядных устройств пошли по радиолюбительким каналам. Сотрудникам были также выданы пейджеры Skytel, работу которых обеспечивали передатчики в соседнем штате Нью-Джерси, не пострадавшие от взрывов. Однако в отсутствие надежной двусторонней сотовой связи пейджерные сообщения были по большей части односторонними. У части управленческого звена КК были также спутниково-сотовые телефоны, но по наблюдениям операторов, толку от них было мало и спутниковой связью никто не пользовался. В Бруклинском ценре КК стоял принадлежащий им очень красивый автофургон аварийной связи, буквально нашпигованный аппаратурой – от КВ до спутниковой тарелки и телескопической мачты на крыше. Из него, кажется, никто не работал.
Школы, в которых КК развернул убежища для пострадавших, создали немало проблем с точки зрения устойчивой связи. Устройство школьных телефонных коммутаторов предполагает наличие секретаря-телефонистки, которая соединяет звонящих извне и дает выход звонящим наружу. На местах их, по понятным причинам, не было и звонить в школы и из школ сотрудникам было нельзя. В школах разместили операторов с радиостанциями. Мощности портативных станций было недостаточно, пришлось использовать только мобильные станции. Выносные автомобильные антенны работали хорошо, но не всюду – в одной из школ излучение на 2-х метровом диапазоне вызвало включение сигнализации – антенну пришлось выносить на 20 метров от здания. Хорошо, что не было перебоев с сетевым электричестом.
По большому счету, у сотрудников КК не было плана использования операторов с максимальной отдачей. Часто они просто не знали об их присутствии. В убежищах раз в 12 часов сменялся весь персонал и приходилось заново объяснять управленческому звену, для чего нужны радиооператоры и что полезного они могут сделать. Радиооператоры для принятия сообщений использовали стандартные бланки радиограмм ARRL, которые передавались ответственным лицам, для ответа на поставленные вопросы. Как в убежищах, так и, например, центре КК в Бруклине начисто отсутствовала система по отслеживанию прохождения запросов. Процесс оказался крайне неэффективен. Бланки часто терялись, запросы попадали к людям, которые не могли адекватно на них отреагировать по разным причинам, у них они и оставались без движения. Запросы приходилось повторять многократно, чтобы получить ответ или произвести действие. Происходили просто анекдотические случаи – например, запрос на присылку питания для сотрудников вспомогательных служб пришлось повторить за сутки трижды, чтобы на него отреагировали – после чего продукты доставли в тройном количестве. В убежища доставлялись палеты консервов, но забывали доставить консервные ножи.
Радиооператорам были выданы удостоверения, которые давали им право находится на территории объектов КК, но не позволяли им попасть в эпицентр (туда можно было добраться автомашиной Красного Креста, но только в сопровождении полицейского конвоя). Усиленные меры безопасности сыграли злую шутку с Димой, RA9USU. Кому-то из работников КК он показался подозрительным, после чего ему пришлось пообщаться с сотрудниками ФБР, а его документы и радиолюбительская лицензия были дома. Пришлось в их сопровождении ехать туда и предъявлять. К счастью, все обошлось благополучно.
Городские бизнесы, корпорации и просто частные лица предоставили в распоряжения КК огромное количество продуктов, питьевой воды, медикаментов, защитной одежды, фонарей – все это доставлялось на склады и требовало распределения по объектам. В ответ на призыв сдать кровь множество горожан отправилось в больницы, где необходимо было отстоять в очередях по 5-6 часов, чтобы это сделать. В город откуда-то прислали 3 грузовика-фуры с кровью для переливания, ее распределение вызвало определенные сложности. Погибших оказалось больше чем пострадавших, а для пострадавших с избытком хватило той крови, которую сдали жители города. Через несколько дней просили сдавать только редкие группы крови, а остальных просили не беспокоится. Чуть позже по ТВ объявили, что необходимость в продуктах и предметах первой необходимости отпала и КК с благодарностью примет денежные пожертвования.
С централизованной координацией были очевидные проблемы. В Бруклинском центре КК работало много постоянных профессиональных сотрудников и сотрудников-добровольцев, которые появлялись там по рабочим дням. Им на основных работах шла зарплата. Зато по выходным в офисах было значительно меньше народа. Компьютерную сеть и телефонные разводки там прокладывали только после 11 сентября, на скорую руку, так что во многих помещениях под потолком висели кабели локальных компьютерных сетей. Самими сетями не пользовались для передачи радиосообщений получателям. По мнению одного из участников работы, эффективной связь была лишь тогда, когда возле оператора находился “бегунок” – человек, который с полученной радиограммой шел к ответственным лицам, добивался ответа на поставленные вопросы или находил с их помощью тех, кто давал ответы или принимал решения. Зачастую роль “бегунка” должен был выполнять сам оператор, что существенно снижало эффективность его работы. И тем не менее, большая часть запросов все же доходила по назначению и корреспонденты получали ответы.
В моих обсуждениях с участниками аварийно-спасательной сети, мы пришли к выводу, что подобные ситуации требуют развертывания локальных сетей, с применением специализированного софта (которого пока не существует), обеспечивавшего бы ввод, централизованное управление и контроль за полученными сообщениями, присвоение приоритетов задачам, оперативное на них реагирование и доступность статусов задач радиооператорам, которые отвечали бы корреспондентам на поставленные ранее вопросы через эфир. Подобный софт должен гибко адаптироваться к различным конфигурациям сетей и обслуживать как малые, так и большие группы задействованного персонала. Только тогда можно ожидать по-настоящему эффективной работы в сложных ситуациях. Но это, наверное, дело далекого будущего.
К чести КК, надо отметить, что они проводили ежедневные “разборы полетов” – работу операторов за день, где обсуждались возникавшие проблемы и принимались меры по их исправлению. Операторам, однако, категорически запрещалось обсуждать происходящее с представителями средств массовой информации – для этого у КК есть специальные люди (как у любых пиарщиков – их задача говорить только об успехах – и никак не о сложностях). По убеждению одного из участников аварийной службы, инициатива для решения проблем не приветствовалась, как впрочем и любые действия радиооператоров вне их основных обязанностей.
Несмотря на очевидные трудности, аварийная сеть свою задачу выполнила с честью. К моменту написания этой статьи убежища закрылись, поскольку у большинства находившихся там людей появилась возможность попасть в свои дома и квартиры вблизи WTC. Большая часть поврежденной коммуникационной инфраструктуры восстановлена или восстанавливается. В настоящее время спасательные работы в зоне WTC тоже завершены (спасать, увы, некого) и силами профессионалов проводится поиск останков погибших и расчистка завалов. Продолжается работа группы радиооператоров SATERN под руководством Армии Спасения, также оказывающей помощь пострадавшим.
Сентябрь-ноябрь 2001 года Нью-Йорк, США
Автор выражает особую благодарность Дмитрию Жихареву, RA9USU/KC2FEE за помощь в подготовке этой статьи.
Copyright © 2001 by Edward Kritsky, NT2X. All rights reserved.
Перепечатка и воспроизведение – только с разрешения автора . –
Edward Kritsky, NT2X New York, USA Incoming E-mail: red (at) escape.com