Автомобильная КВ радиосвязь

Слодкевич Евгений  UA3AHM

В отличии от услуг спутниковой  и сотовой телефонной связи, радиосвязь на коротких волнах обладает следующими свойствами:

-отсутствует какой-либо посредник  в цепочке между корреспондентами (за исключением “мадам ионосферы”,разумеется);

-отсутствие тарификации за каждую минуту разговора;

-возможность ведение радиообмена в группе;

-оперативное вхождение в радиообмен (моментальный выход на связь);

-природные ограничения, вызванные  рельефом  и  лесным массивом.

Для формирования сети связи с подвижными объектами в гражданских целях ,как правило применяются радиостанции профессионального или любительского класса, имеющие цены ниже, чем оборудование специального назначения.

Но кроме наличия самих радиостанций существуют ещё критерии, влияющие на сам факт установления связи и проведения радиообмена, а именно:

-опыт радиооператора;

-беспомеховая эфирная обстановка;

-наличие прохождения на данной дистанции при заданной частоте;

– качественно согласованное антенное оборудование.

И на  каждый из этих факторов  мы можем повлиять. Ведь прежде чем браться за тангенту радиостанции, будущий оператор должен освоить все ручки управления радиостанций и понимать, как они влияют на её работу. Ведь если радиостанция оборудована любительским трансивером, то разобраться и освоить все ручки, показания индикаторов и функциональные кнопки- дело весьма не простое. С трансиверами профессионального класса попроще, органы управления в них сведены до минимума.

Кроме того, оператор должен себе представлять порядок вызова и приёма. Например, очень часто приходилось наблюдать, когда начинающий не опытный оператор зажимал в руке тангенту ,войдя в режим “передачи” и продолжительно кричал в микрофон “приём,  приём!”, в ожидании что ему ответят, при этом не переходя в режим “приёма”.

Особо остро в последние годы стоит вопрос помеховой обстановки в местах размещения радиостанций. Давно уже пора принять определённый регламент на этот счёт, особенно в государственных учреждениях, отвечающих за безопасность. В следующем номере журнала я постараюсь изложить эту тему более подробно, а пока в двух словах лишь сообщу, что где начинаются современные “экономичные” лампы и всякие китайские девайсы с импульсными блоками питания, там заканчивается коротковолновая радиосвязь.

Следующим нюансом, о котором должен знать любой пользователь КВ радиосвязи- это особенности прохождения радиоволн. Об этом написано очень много научных и популярных статей, я лишь укажу самое главное, применительно к теме безопасности. А именно, что все оперативные работы производятся в радиусе не более 100 км.  В большинстве случаев это не доступные дистанции для УКВ связи даже при наличии ретрансляторов. Однако короткие волны тут подходят прекрасно.  Только нужно понимать, какие частоты в этом случае следует применять. Так вот для указанной дистанции лучше всего подходят частоты 2-3 МГц. Иногда, в летние дни, наилучшая частота может подняться до 4 МГц, но врядли выше.  Ведь связь на этих дистанциях происходит благодаря вертикальному падению и отражению радиоволн от нижних слоёв ионосферы,примерно на высоте 90 км. Взгляните на ионограмму.

По интенсивности красного цвета можно сделать вывод,что наиболее применимая частота лежит в пределах 3-3,5 МГц.  Выше 5 МГц на коротких дистанциях связь если и будет,то очень не уверенная.

Таким образом мы подошли к наиболее важной теме, для большинства людей  вообще загадочной- антенному оборудованию. В рамках данной статьи я лишь постараюсь убедить читателя в том, что реализация автомобильных антенных систем не такая уж и сложная штука. Порой, решение задачи оказывается намного проще, чем сперва это кажется.  Если не предъявлять к системе каких либо супер требований по автоматизации настройки, а применить личные знания и не полениться соединить два проводка, то стоимость такой антенны снижается на порядок,  а надёжность и  простота эксплуатации увеличатся.

Что касается конструктивных отличий автомобильных антенн, то  все они сводятся к одному-во всех случаях любая антенна остаётся открытым колебательным контуром, состоящий из индуктивности L и ёмкости С.

 

А вот насколько он открытый- это уже определяется самой конструкцией антенны.

Например, привычные вертикальные штыри представляют собой катушку из тонкого провода и небольшую концевую ёмкость .Такие штыри, как правило, располагаются перпендикулярно кузову автомобиля. Однако, для  зенитной радиосвязи лучше подходит горизонтальное расположение излучателя, максимум диаграммы направленности которого смотрит в зенит. При этом  размер антенны и диаметр удлиняющей катушки могут быть увеличены, что положительно скажется на эффективности антенны.

Если дальше идти таким путём и менять соотношение размеров от индуктивности L к ёмкости C, то можно прийти к такой конструкции.

Тут основное излучение обеспечивает щель между рамкой и кузовом автомобиля, являясь таким большим конденсатором.

Удлинительная катушка же наоборот, имеет маленькие размеры и спрятана в коробку с согласующим устройством, которое в свою очередь представляет собой повышающий трансформатор и дроссель отсечки.

Антенны такого типа были популярны в составе танковых радиостанций времём Второй Мировой войны.

Третий тип антенн- это магнитные антенны. Это опять же колебательный контур, где излучение происходит благодаря апертуре рамки , нагруженной на переменный конденсатор, в данном случае уже сосредоточенный элемент.  Такие антенны выпускают в комплекте с багажником для электрической отсечки влияния кузова автомобиля и системой автоматической настройки антенны на любые частоты КВ диапазона.

Как видите, всё  разнообразие автомобильных антенн  сводится лишь к распределению размеров L и C элементов , и добавление автоматики настройки и индикации.

Разумеется, последнее определяет стоимость такой антенны, хотя в большинстве случаев  достаточно  установить ручным переключателем  отвод удлиняющей катушки в необходимое положение, которое меняется один раз в полгода , например, зимой частота 2710 кГц,  а  летом 4075кГц.  Все малогабаритные антенны узкополосны, поэтому небольшую расстройку антенны в пределах 100 кГц  можно компенсировать недорогим автоматическим антенным тюнером.